» » » Предметы крестьянского быта

 
 
 

Предметы крестьянского быта

Автор: admin от 24-07-2011, 14:26, посмотрело: 24 991

0

 В прошлые века наши предки занимались крестьянским трудом. В царской России дома (тогда их  называли избами) были покрыты соломой, полы были земляные,  в комнате ютилась вся семья, порой  даже несколько поколений. В избе обязательно была русская печь с лежанкой. Она использовалась для всего: в ней готовили пищу для всей семьи и в отдельных чугунах парили еду для скота, лечились, прогреваясь  на печи, спали на ее лежанке, даже в самой печи мылись. А так как семьи были большие, то приходилось спать кому-то из членов семьи на полатях  (лежанка, сделанная под потолком). Матрацы набивались соломой. Занавесок на окнах не было. Вещи хранили в сундуках. Посуда была глиняная и деревянная. В чугунах варили похлебку и кашу. Строго соблюдался ритуал приема пищи. Первым за стол садился старший из мужчин. Он нарезал хлеб и его сам раздавал членам семьи. Ели из одной чашки, она ставилась в центре стола. Ложки были деревянные. Перед трапезой хозяин вставал и крестился на образа, тоже делали и другие. Первым  хлебать тоже начинал хозяин. Во время приема пищи  стояла тишина, если кто нарушал, то получал по лбу ложкой. 

 

Предметы крестьянской посуды

Крестьяне делали запасы на зиму. В бочках квасили капусту. Капусту в начале 20 века  тяпали тяпками. Кочаны капусты помещали в деревянные корыта ( их делали из дерева, середину выдалбливали). Разрезали кочаны и тяпали тяпкой вдоль и поперек резанного кочана. Лучше и быстрее получалось тогда, когда брали 2 тяпки и ими одновременно тяпали.

Тяпка

 

Деревянное корыто и скамья
По субботам крестьяне мылись в банях. Они были похожи на землянки, топились по черному (трубы не было, дым шел в помещение, а потом - на улицу). Пол в бане был земляным. После мытья все пили чай из самовара. Наливали кипяток в кружку, а потом - в блюдечко, чтоб быстрее остыло. Пили вприкуску с маленьким кусочком сахара, который отщипавали специальными щипцами от большого куска. Заваркой была сухая морковь, свекла и травы.  
Самовар 
Для младенцев была люлька (зыбка), которую вешали на крючок, вбитый в потолок избы.
Зыбка 
Непременно в каждой избе был красный угол (с правой стороны), в котором на полочке стояли иконы, и висела лампадка. Божницу всегда украшали вышитыми рушниками (полотенцами). Надо отметить, что полотенца использовались в деревни во многих обрядах: на свадьбах, крестинах, похоронах.

Домотканное льняное полотенце вышито жительницей села Климовой Елизаветой

Место (под образами) считалось почетным, здесь мог сидеть хозяин или уважаемый гость, во время свадьбы - молодые. В углу (именно здесь) стоял стол и длинные скамейки. На стол никогда не садились - это считалось дурным тоном. В праздники стол покрывали красивой скатертью. Длинными зимними вечерами семья сидела при лучине - это тоненькая деревянная палочка с одного конца заостренная, этот конец и поджигался. Потом появились керосиновые лампы, они были настольными или висячими, т.е. подвешивались  на крючок к потолку.

Керосиновая лампа 
Поздней осенью и зимой молодежь собиралась на посиделки в какой-нибудь из изб (келье) у одинокой вдовой женщины. За посиделки приносили продукты, дрова. Обувались в лапти, в валенки, а некоторые приходили босиком. Девушки пряли, вязали, пели песни, плясали под гармошку, рассказывали всякие бывальщины, здесь и выбирали себе пару.
Прялка 
Парни приходили ватагой с гармонью. На рождественские посиделки приходили разодетые в лучшие платья, а иногда переодевались. Обходились без вина и хулиганств.

В избе зимой даже держали скот. Предки занимались земледелием и скотоводством. Землю пахали на лошадях, запряженных в соху. 

Соха

Зерновые культуры и лен убирали в ручную, т.к. в то время не было ни какой техники. Жали серпами, использовали грабли и вилы, вязали снопы и складывали в скирды, молотили цепами.

Серп
Особенно доставалось женщине, ей приходилось смотреть за домом, детьми, хозяйством, заниматься полевыми работами, прясть, ткать, шить.

 Куницына А. И. с ведрами на коромысле.

В то время нужно было вручную самим обрабатывать лен, чтоб потом получилось полотно, из которого шили одежду. Детей рано приучали к труду. Брак между мужем и женой укреплялся церковным венчанием. О разводах тогда не было речи. Это считалось большим грехом. Считалось позором, когда рождался  внебрачный ребенок. Жена слушалась мужа и ему не перечила, дети содержались в строгости. Старшим в доме был дед или отец. Мнение старшего не оспаривалось. Одно только слово "цыц", значило - не перечь. Иногда родители сами подбирали пару  своим дочерям и сыновьям. 

Одежду носили холщевую, домотканную, процесс изготовления был трудоемким. Были ткацкие станки, их использовали даже в 60-е годы для изготовления деревенских цветных половиков. Мужская и женская одежда была просторной, широкой, однотонной. Праздничная одежда  украшалась орнаментом, лентами, была яркой. Женщины носили сарафаны широкие, рукава у них были с обшлагами тоже широкие. Поверх сарафана  надевали кофту или фартук, его в то время называли запоном.

Сарафан

 ( К сведению:Ткань привез Селиверстов А.Я. с Ленских приисков, и Конева Ульяна сшила из него этот сарафан)  

Волосы заплетали в косы. Женская голова всегда покрывалась файевым или ситцевым платком, шалью. Замужние покрывали голову повойником - лоскут повязанный вокруг головыи стянут узлом сзади.

Старинный платок 

 Шаль 

В холода бабы надевали поддевки плисовые или суконные. Парни и мужики носили холщевые или ситцевые  рубахи, под которые в холода подшивали подоплеку. Зимой мужчины и женщины ходили в длинных шубах. Если шубу тканью не покрыта, то она называлась нагольной. Старики носили кафтаны длиной ниже колен. В дорогу одевали чапаны из русского сукна с большим воротником или тулуп овчинный широкий. Крестьяне обувались в лапти.

Лапти
Летом под лапти на ногу навертывали онучи, зимой - вязанные из шерсти суконки. Женщины и девушки по праздникам одевали "коты" - суконные ботинки, отделанные кожей.
В крестьянской жизни (царской России) широко использовалась солома (стебли злаков после обмолота). Соломой покрывали крыши домов, стелили скоту, распаренную добавляли в корм животным, набивали ей матрацы и подушки, топили печи, в навозе использовали как удобрение. Даже в октябре (30 сентября\13 октября) на Григория крестьяне обновляли свои постели, жгли старую солому из подушек и матрасов, набивали новой.

Категория: История / Прошлое села

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.