Церковь

Автор: admin от 21-06-2011, 13:22, посмотрело: 5 406

0

 Памятник истории и культуры Нижегородской области.

Церковь в Беговатове включена в "Государственный список памятников истории и культуры Нижегородской области" (приказ от 24.04.2000 №5-ОД).

Примерно в 1620 г.в Беговатове построили деревянную церковь во имя Флора и Лавра. Беговатово стало селом. В 1792 г. церковным старостой был А. Никонов. Вместе с барыней - полковницей Алеексеевой А.Н. обращался в местную думу о разрешении на добычу бутового камня для церкви.

Считают, что каменную церковь Знамение Пресвятой Богородицы построил в 1796 г. П.А.Алексеев. (Материал взят из книги Край мой Арзамасский. Сост. и отв.ред. И.М.Промахина. М., Энциклопедия рос. деревень 1995).

"Построена сия церковь 1796 г. усердием прихожан. Время освящения не известно. Капитально ремонтировалась в 1823, 1898 г.

Зданием каменная с колокольницей, крепкая поместительная. Главный алтарь окружен чугунной решеткой при церкви каменная сторожка.

Престолов в ней 3: в настоящей холодной в честь Знамения Пресвятой Богородицы – празднуется 27 ноября, в теплой правый придел в честь Николая Чудотворца – празднуется 6 декабря и 9 мая, левый – в честь святых мучеников Фрола и Лавра – празднуется 18 августа.

Утварью и ризницей снабжена церковь достаточно.

При церкви положен Священник и псаломщик. 

При сей церкви усадебного 1530  квадратов сажень пахотной земли в трех полях.

Документов на землю нет ни каких, отдается в аренду. Из усадебной земли в 1874 г. около 500 кв.сажень занято под уличный проезд прихожанами.

У прихода имеются собственные деревянные дома, построенные на церковной земле.

Казенного жалования приход не получает. Имеется книжка сберегательной кассы арзамасского казначейства с капиталом в 100 рублей из них 30% в пользу прихода, положенные краснослободским купцом Пензинской губернии Иваном Роловым (в первоисточнике фамилия еле разборчива) за вечное поминовение записаны  в приходорасходной книге под №26 1904 г.. Земля сдается в аренду. Всего дохода – около 400 р.

Священник Дмитрий Георгиевский

Псаломщик Алексей Лавров. 

Ближайшие церкви: Вознесенская или Ореховская в 3х верстах, Покровская в селе Ездакове в 5-ти верстах, Воскресенская в Онучине в 5-ти верстах, Троицкая  в селе Бестужеве, Ардатовского уезда в 2х верстах.

Имеется кладбищенская в честь Всех Святых каменная церковь построена в 1850 г. усердием помещика Алексеева. Служба бывает только по престольным праздникам. Есть и деревянная часовня над родниками.

Попечительств и общества трезвости в приходе нет. Школа в с. Беговатове Земская существует с 1885 г. Обучалось в ней 25 мальчиков и 15 девочек. Окончили школу 8 мальчиков. Законоучитель - приходский Священник Дмитрий Георгиевский, а учительница Екатерина Молчанова (в первоисточнике фамилия написана не разборчиво).

(По сведениям"Ведомости  о церкви в честь Знамения Пресвятой Богородицы с. Беговатова, Ардатовского уезда Нижегородской Епархии за 1905 г."). Священником, по сведениям Ведомости за 1905 г., был Дмитрий Георгиевский.

В январе 2015 г. в одной из старинных книг была найдена рукописная Ведомость о церкви за 1906 г. Судя по тексту изменений за год не произошло. В 1906 г. священником оставался Дмитрий Георгиевский, а дьяконом - Алексей Лавров.

Церковь находится на небольшом островке, окружена водой Чистого пруда. Окружала этот островок ограда из красивых столбиков и цепей. У входа в церковь стояли фигуры во весь рост 2-х апостолов Петра и Павла.

Эти фигуры отлиты из чугуна. Считалось, что охраняют село.(Упоминание в кн.: Арзамас,АГПИ, 2005).

От барского дома до церкви был мост через пруд и мост со стороны Середки. С восточной стороны от церкви находится земляное возвышение, местные  этот холм называют Маром. Появление его имеет несколько версий, одни считают, что это место захоронения солдат Ивана Грозного или священослужителей, другие - эта насыпь появилась после рытья прудов. В настоящее время церковь сильно разрушена. Внутри ничего не сохранилось. Росписи не осталось. Были захоронения в склепах в специальной нише за железными решетками. Все было разрушено руками кого-то из предков. Поколение 50-х г. 20 в. еще помнят остатки оконной цветной мозаики. Сейчас церковь требует большого восcтановления.

Из рассказов предков - церковь строили на особом составе, для него с каждого дома собирали подать яйцами. Благодаря этому составу церковь до основания еще не разрушена. Хотя находились сельчане, которые пытались использовать для своих нужд кирпич.
По сведениям Метрической книги с 1889-1894 г. приходским священником был Константин Изюмов. Псаломщики:1889 г. Федор Листвицын, с октября 1892 г. Михаил Хмуровский, с октября 1894 г. Павел Шепетов.
Беговатовские истоки.

  ИЗЮМОВ

Мой пра-прадед Константин Андреевич Изюмов родился в 1826-м году. Он  был сыном Андрея Васильевича Изюмова , служившего пономарём в Рождественской церкви села Богородского Горбатовского уезда Нижегородской губернии. В 1850-м Константин окончил Нижегородскую духовную семинарию и с аттестатом 2-го разряда в ноябре 1850 г. преосвященнейшим Иустином был посвящён в священники  в село Морозовка Арзамасского уезда. Потом была служба в сёлах Протопоповка, Мухтолово, Николаевка и, наконец, 19 января 1882-го года Константин Изюмов был назначен священником в село Беговатово.

О жизни пра-прадеда известно совсем немного, но и эти факты говорят о жизни весьма достойной:  он безвозмездно обучал грамоте крестьянских детей, занимал должность законоучителя в сельском училище, а также был награждён за ревностное служение набедренником и имел наперстный бронзовый крест в память о Крымской войне.

Будучи женат на Марии Григорьевой,  имел пятерых детей: сыновей Евгения, Василия и Петра и дочерей Александру и Анну. Александра вышла замуж за псаломщика Порфирия Дроздова и жила с ним в селе Ездаково, к ним много позже (во всяком случае, не раньше 1896-го года) перебрался доживать свой век овдовевший Константин Андреевич. Старший сын Александры, Иван, пошёл по стопам отца, закончив НДС. Он служил в храмах Горьковской и Владимирской областей, дважды был репрессирован. Во Владимирской епархии по нему собраны материалы к канонизации как  подвижника веры и благочестия, а также мученика...

(Сведения предоставила Лазарева Надежда 2016 г.)

Люди старшего поколения сохранили в своей памяти рассказы своих старших родственников о событии 1903 г., когда через Дивеевский тракт проезжала царская семья. В то время село относилось к Ардатовскому уезду Ореховской волости. Для приветствия от села выбирались представители, к сожалению, фамилий и имен их не знаем. Из воспоминаний известно, что этот сельский церковный приход в то время был награжден царской грамотой. Некоторые сельчане, родившиеся в 40-е г.20 в. даже держали в руках эту грамоту. Но, к сожалению, она затеряна.

"...открыли мощи отца Серафима, приезжали царь и царица, вдоль всей дороги стояли казаки и местные, мой брат еще стоял и там, кто стоял, выдавали медали". ( Из воспоминаний Калинкина М.М.)

В 18 в. в селе распространенным мужским именем было имя Иаков. Об одном из них (чьего рода неизвестно), сохранилось устное повествование о том, как он ходил со своей дочерью во Владимир к иконе Владимирской божьей матери. Добирались туда лесами и заблудились. Но молитва к Матери божьей помогла им найти дорогу и поклониться самой иконе.

«Священник в Беговатове горбатенький был, холостой, он меня первого крестил. У него было несчастье - 6 недель прожил с молодой женой - и она померла. Он жениться не смог, поскольку такое право было. После него был священник Соловьев, семейный, один у него   был мальчик и 2 девочки. Анна Ивановна - попадья. (Соловьев входил в экзаменнационную комиссию школы.) 1937 год – стали снимать кресты с церкви, выносить книги, ценности, колокола снимать, это в 1939 г. переливать на врага, на оружие. В эти годы здесь и  церковь еще существовала, но уже ненормально. Был священник Соловьев. Его обвинили в том, что в молотилку сунул какой-то прут... Церковным старостой был Шмелев Иван Макарович.» (Из воспоминаний Калинкина М.М. 1982 г Материал предоставила дочь Демина В.М. текст без изменений). В 1941 г. в церкве открыли столовую. (См. раздел "После революции 1917 г. 20 в.)

 Зефиров Владимир Петрович 1886 г.р. Место рождения Вадский р – н, с. Крутой Майдан, русск., священник, место проживания с. Беговатово. Арест.01.11.1937, осужд 19.11.1937 , обв. 58-7,-8,-10,-11., расстрел 26.11.1937 (Из книги памяти Нижегородской обл.)

После закрытия церкви многие жители забрали иконы себе домой. Много икон взяла себе в дом Федора Андреевна Шмелева (мать Ивана Шмелева - жили на Середке в пятистенном доме, второй дом от Масловского пруда).

Церковь

 ( К сведению: Шмелева Федора Андреевна (15.02.1890 – 03.10.1960 г.г.)

Родом из крестьянской семьи, солдатская вдова, одна растила троих детей: Иван и Николай были участниками Великой Отечественной войны и Александр. Работала в полеводстве. Во время уборочной страды  в ее доме останавливались механизаторы,а сама Федора Андреевна готовила им обеды).

Она приютила в своем доме верующих, здесь шли службы. Иконы были по размеру большими. После смерти Федоры Андреевны, иконы перенесли в часовенку на сельское кладбище. Летние службы велись в ней. Верующие собирались на службу и в доме Селиверстова Якова Андреевича и его дочери Марии. (см. раздел Селиверстов Я.А.) В 90- х годах 20 века ценные иконы были похищены, а часовенку подожгли. Позже верующие проводили службу около церкви или же у кого- то на дому. Сейчас собираются в доме, приобретенном обществом.

Церковь

Такая церковь была (вид с Середки)
Церковь
Церковь
Вид с плотины Попова проулка
 Церковь
Вид с ( со стороны барского дома ) Захватовки
Церковь
Вид изнутри
Церковь
Вид с (со стороны бывшего мостика) Середки
 Церковь
Вид с Мара 

Церковь

Вид с Захватовки 2013 г.
 Церковь
Кладка и разрушения изнутри
    Церковь
Кладка и разрушения снаружи
Церковь
Вид со стороны сельского кладбища 

Церковь

Церковь

Категория: История / Церковь

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.